Тема ввоза праворульных японских автомобилей в Россию – специфическая. Большинство о ней знать не знают и вникать не будут – людям хватает выпусков новостей про очередной законодательный акт и очередное живительное вливание пары миллиардов в труп АвтоВАЗа. Но еще есть меньшинство, которое начинается в Новосибирске, а во Владивостоке насчитывает уже тысячи человек – их жизнь многие годы связана с автобизнесом. Этим двум группам людей никогда друг друга не понять. Для первых работа вторых – типа челночного бега с баулами, недостойное занятье. Вторые за пять минут убедят первых, что покупка праворукой машины в российском салоне – их самая крупная ошибка в жизни.
Среди моих знакомых, живущих в Японии, практически нет ученых и преподавателей, все – люди из автобизнеса. Я несколько раз слышала из интернетов реплики, характеризующие эту среду как шайку дельцов, которые чуть не на помойке собирают выброшенное японцами старье, везут его в Россию и продают втридорога облапошенным гражданам. И конечно фразы “как, разве все это еще не умерло?”, которые раздаются с прошлого года, после очередного серьезного повышения заградительных пошлин и еще пары изменений в законодательстве, после которых во Владивостоке случались жестоко подавляемые народные выступления. Поскольку я варюсь в этой теме уже несколько лет, то хочу показать, как на самом деле выглядит изнутри все это, и поделиться впечатлениями.
Есть такой местный сатирический персонаж – потный россиянин в китайской футболке из сеточки, с сумкой-напузником и в сандалиях, надетых на носки. И на велосипеде. Это человек, который приезжает в один из портовых городов Японии, преимущественно пассажиром судна, для покупки нескольких подержанных автомобилей – один вероятно себе, остальные – на продажу. Языка не знает, страной не интересуется, активно пьет, иногда дебоширит. Вернувшись во Владивосток, Находку или Уссурийск, он выгонит свои покупки на базар и продаст, заработав на каждой пару сотен долларов. За месяц после вычета всех расходов (билеты в Японию, провоз и растаможка машин, место на базаре) получится чуть выше средней российской зарплаты. Вероятно, именно такие граждане создали бизнесу “некрутую” репутацию. Хотя, все равно после кризиса их стало совсем мало, многие не выдержали финансового удара, а тем, кто остался, проще покупать машины из России по интернету. Вообще, процесс выбора и покупки автомобиля для иностранца в Японии за годы превратился в четкую, удобную и довольно прозрачную систему. А ведь со стороны и не скажешь, да?
Далекие от этой сферы японцы, я уверена, и сами не знают, какие возможности по покупке автомобилей есть в их стране. А между тем, в Японии работают огромные площадки, куда стекаются машины самого разного возраста и состояния – от перекореженных в аварии до новеньких, с пробегом в тысячу километров. Это – аукцион. Машины стоят на гигантских парковках, можно приехать осмотреть их, но так мало кто делает – основная масса покупателей сидит перед мониторами и отсматривает таблицы, фотографии и аукционные листы: каждый автомобиль фотографируют, дают ему аукционную оценку и снабжают описанием имеющихся опций и дефектов. Имея доступ к информации аукциона, можно посмотреть все, что он предлагает в ближайшее время. В режиме реального времени идут торги, и вот их звук всегда будет у меня ассоциироваться с Японией. В любой компании, которая подключена к аукциону, есть специальный компьютер и джойстик с большой кнопкой. На мониторе отображаются машины, которые торгуются в данный момент, звучит пиликанье и голоса девушек, которые объявляют начало торгов по линиям аукциона “Эй статоо, Би статоо”. Тот, кто слышал это, прочитает и заржет :)) эти звуки звучат ВЕСЬ день, в активные дни почти без перерыва, а в четверг – день самого крупного аукциона USS Tokyo – до позднего вечера. И у человека, который ждет заказанную ему машину и давит на кнопку джойстика (одно нажатие означает определенный шаг торгов), пытаясь купить ее не дороже указанной заказчиком цены, под вечер закипают мозги. У аукционистов тяжелая работа, хотя в мертвый сезон им нечем заняться – в горячую пору на них ложится огромная нагрузка – когда ждешь машины, которые следуют одна за другой, то нельзя отлучиться в туалет, потому что если ее пропустишь, а она еще и продалась кому-то другому по хорошей цене, не вполне доброжелательный звонок от заказчика не заставит себя долго ждать. Или наоборот, можно потерять бдительность и случайно нажать пару лишних раз, купив машину не ту или значительно дороже, чем надо.
на фото: рабочее место
на фото: зал одного из аукционов
Помимо человека-кнопки, покупку автомобилей обслуживает множество людей, и японцы имеют к этому уже косвенное отношение. Аукцион – организация чисто японская, а чем дальше от аукциона – тем меньше в этом деле японцев. Сейчас и в России есть компании, которые собирают данные про выставляемым автомобилям, и необязательно ехать в Японию, чтобы совершить покупку. Сервис развит довольно хорошо, вместо велосипедистов с потными пачками долларов – прохладные офисы. Люди, которые занимаются автомобилями 15 лет и сумели развить свое дело, имеют совершенно респектабельный вид, штат сотрудников, социальную ответственность. Никто не сможет их упрекнуть в том, что они заняты чем-то несерьезным.
В то же время, японская часть этого бизнеса имеет забавные черты. Так сложилось, что вся деятельность концентрируется не в центре городов, а на окраине цивилизации, среди пляжей и рисовых полей, рядом с фазанами и мандариновыми деревьями. Почти весь поток проходит через одну провинциальную префектуру Тояма, небольшой вклад вносят еще несколько портов на севере и юге. Главное, чтобы рядом был удобный порт, а на красоту мегаполисов почихать. Поэтому компании, которые организуют покупки и экспорт автомобилей, располагаются часто во временных конструкциях и разных избушках. Страшнота домика никак не отражает успешность владельца фирмы – рядом может быть припаркован сияющий лексус, а хозяин сидит в офисе в тапочках за 5 долларов (многим русским нравится японская традиция снимать обувь при входе в офис, это позволяет реже делать уборку) и с большим бриллиантовым перстнем. Русские, работающие в автобизнесе в Японии, как правило очень заняты, так как здесь никто не будет раздувать штат и держать непонятных менеджеров и секретарш с имитацией деятельности. Тут все много работают, быстро соображают, привыкли действовать в обстановке стресса и жесткого дедлайна. Минус – остается мало времени на изучение тонких красот Востока, и многие никогда не ездят по стране для развлечения и почти ничего не знают о японском образе жизни, так как короткий отпуск тратят на Россию или на вылазку в Тайланд или на Бали. Плюс – никого не мучает эмигрантская тоска, так как соотечественники окружают плотным кольцом. Ну и всегда есть возможность получить селедку, гречку и черный хлеб :)
Кроме русских бывают еще пакистанцы, а также бразильцы. Бразильцы имеют заслуженную репутацию бездельников и тугодумов, отладить работу с покупками и отправками они не в состоянии, но могут работать в перевозках – доставлять машины автовозом с аукциона и далее в порт. Что касается пакистанцев (тут я неэтично обобщу, так как помимо граждан Пакистана еще есть много приезжих из Бангладеш, Сирии и других таких стран), то они, имея таланты в области торговли и освоения иностранных языков, устраиваются еще получше русских. При этом у них немного другой стиль: они работают не только с заказами на автомобили, но и покупают подходящие на продажу, делая на своей территории небольшой базар. Это называется “стоянка”. Машины стоят рядами разной степени ухоженности, а еще на территории располагается “офис” продавца, чаще всего очень замызганный, но с громким фантазийным названием. У меня както было фото вывески “АД Трейдерс”, но к сожалению не могу найти :) Пакистанцы в офисе могут дремать, есть руками пахучее карри, молиться, и при этом у них еще бывают японские сотрудники – они нужны для общения с аукционом и оформления документов. По пятницам они надевают национальные одежды и в полдень идут в мечеть, которая организована в помещении бывшего комбини. Иногда они женятся на японках или на русских – японки, бывает, даже принимают ислам и надевают хиджаб, русские как правило нет. Пакистанская публика как правило слегка неопрятная и разболтанная, хотя встречаются иногда прекрасно образованные товарищи с великолепным японским и английским языком, и даже в костюмах.
И вот вся эта братия организует ежемесячный вывоз из Японии нескольких тысяч автомобилей. Помимо продавцов и покупателей, автомобили дают работу перевозчикам, таможенным агентам, судовладельцам и всем причастным офисам на российском берегу. После кризиса объемы сильно упали, но сейчас бизнес снова оживился – людям нужна работа, и они готовы преодолевать многие трудности. Есть люди, кто после учебы ни дня не работал “на дядю” – только на себя. При этом нельзя сказать, что отсутствует связь с благосостоянием Отечества: каждый ввозимый в Россию автомобиль обогащает государство одним фактом своего существования, пошлина на многие машины сопоставима с их продажной ценой в Японии. А кроме автомобилей, есть еще спецтехника и запчасти. И мне хочется пожелать всем, кто с этим связан, стабильности.
на фото: погрузка на паром