В детстве в советском туалете у нас висел календарь с гейшей. А может и не у нас, неважно, календарь с гейшей – это архетипическое украшение туалета в развивающихся странах, символ культурного шаблона. Шаблоны как будто бы принято презирать, и некоторые из живущих в Японии русских любят этим позаниматься, побухтеть на тему того, что страну опошлили. И дескать, гейша с веточкой сакуры – вещь столь же близкая к действительности, сколь бредущий по городу медведь с балалайкой и с ведром вотки.
Вообще-то правда, Японию в мире так долго любили, что она стала очень попсовой страной. Впрочем, это взаимно, видели бы вы эти ужасающие кружавчики, завитушки и керамические статуэтки девушек и собачек, которые в представлении японцев изображают "европейский стиль". Но все равно, как ни старайся уйти от шаблона – никуда не денешься, если на самом деле девушки в кимоно – ну пусть не гейши – имеют место быть, так же как веера, сакура, чай и все такое прочее. Секрет в том, почему в современном мире японцев это существует органично и непринужденно. Вы можете себе представить в коридорах какого-нибудь московского билдинга даму в сарафане и кокошнике? Вот то-то же, а женщина в парадном кимоно и со всеми полагающимся аксессуарами среди стеклянных стен небоскребов – это ни в коем случае не дико.
Кстати, про кимоно и юкаты – их иногда берут напрокат парочки, чтобы сходить на свидание. Наряжаются, обуваются в гета, кладут телефон и кошелек в тряпичный узелок – и идут себе прогуливаться. Кимоно может быть феерически красивым и настолько же дорогим – вот например, такое не желаете? Такое невыразимо прекрасное и всего за 10 тысяч долларов, и это не цена покупки, а только прокат :)
Я стараюсь осознать, чем нетуристическая Япония отличается от туристической. Не знаю…мне кажется, отличий не много – может потому что они достаточно искренни в том, что касается эстетики и не стремятся выпендриться перед миром. Японцы разных возрастов предпочитают всем напиткам простой зеленый чай, на местные фестивали с переодеваниями они ходят охотно, суси уплетают за милую душу, снимают обувь, кланяются, кимоно вон арендуют за бешеные деньги. Только в алкогольном забытьи или в сценарии культпросвета можно вообразить себе российский офисный коллектив, который в честь праздника едет за город пить чай из блюдца с кренделями и есть специально собранную, скажем, лесную малину. А японцы соберутся и поедут – пить саке, есть специальные сезонные грибы и ночевать на матрасике в неотапливаемом помещении роскошного онсена. При этом они не пытаются пустить пыль в глаза, а на самом деле любят это. Вот буквально, придумали новый лексус, сварили зубную пасту с нанороботами – и, сняв туфли, удалились в бамбуковую рощу, созерцать пустоту.